Рекомендует учитель-логопед дошкольного отделения Жирнова А.Ю.
Значение рифмованных текстов (чистоговорок) для развития речи ребенка
Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития ребенка. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир взрослых, узнает много нового.
Психологи говорят о речи ребенка как о речевой деятельности, т.е. довольно сложном процессе, имеющем свои законы. Для нормального речевого развития ребенка необходимо сочетание очень многих факторов – малыш должен хорошо слышать, видеть, осязать, двигаться.
Огромное значение имеет состояние здоровья ребенка, его нервной системы, высших психических функций – внимания, памяти, мышления.
Важнейшую роль в становлении речи, особенно правильного произношения, играет строение речевого аппарата: наличие и размеры зубов, подвижность губ и языка – некоторые другие факторы, влияющие на чистоту, внятность, правильность речи.
Однако всего перечисленного мало для овладения речью. Важнейшим условием формирования речи является наличие богатой речевой среды, в которой протекает жизнь ребенка. Именно в окружении взрослых, стимулирующих развитие ребенка, возникает речевое общение и потребность использовать речь как средство этого общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому роль родителей в данном случае трудно переоценить. Однако следует учитывать особенности восприятия информации ребенком дошкольного возраста, когда мотивационная сфера еще не сформирована. На данном этапе необходимо заинтересовать ребенка, вызвать у него речевую активность.
Существенную помощь в стимулировании речевой активности, в создании устойчивой мотивации к речевой деятельности могут оказать чистоговорки и скороговорки. Чистоговорка – это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук.
Еще в начале прошлого века филолог Н.В. Корнейчуков (Корней Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. "...Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка". Это влечение автор высказывания объяснил влиянием речи и движений
матери, когда она укачивает грудного ребенка и напевает ему колыбельные песни.
Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, повысить активность детей, вызвать интерес к слову, создать положительный эмоциональный настрой помогут иллюстрации к чистоговоркам, которые ребенок может раскрашивать цветными карандашами. Это укрепит руку ребенка, подготовит ее к письму.
Одним из вариантов работы с чистоговоркам может быть такой:
Взрослый раскладывает перед ребенком 5-6 картинок к чистоговоркам и проговаривает одну из них. Ребенок сам выбирает подходящую по смыслу картинку и повторяет чистоговорку.
Заучивая с ребенком чистоговорки, необходимо помнить, что произносить их целесообразно сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. Словно говоришь глухому человеку, который умеет "читать по губам". Затем темп следует убыстрять, но не снижать качество произношения. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком. А затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции.
Такие упражнения будут способствовать улучшению дикции детей и взрослых, приучат быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков, помогут устранить нечеткое произношение, словно "с кашей во рту".
Дети достаточно быстро запоминают текст чистоговорок и в последствии самостоятельно могут их озвучивать.