Брейн–ринг «Знатоки географии»

Брейн–ринг — увлекательная интеллектуальная игра, отлично подходящая для проведения в учебном учреждении в неурочное время.

Внеклассное мероприятие по географии

Брейн – ринг «Знатоки географии»

(7-8 классы)

Учитель географии: Поспелова Надежда Викторовна

ГБОУ СОШ №121

Москва

2013

Цели:

  1. Развивать и пробуждать у учащихся интерес к предмету через внеклассную работу.
  2. Систематизировать, повторить и закрепить знания, полученные учащимися на уроках.
  3. Расширять кругозор учащихся через дополнительные сведения.
  4. Воспитывать у учащихся чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, ответственности.
  5. Развивать устную речь и воображение учащихся.

Подготовка к игре:

  1. Подготовка игр для зрителей
    • Загадки-шутки
    • Географические шарады
    • Географические анаграммы
    • Найди ошибку в рассказе
    • Найди пару к географическому объекту
    • Ребусы
    • Художник – иллюстратор
  2. Подготовка блока «Это интересно»
    • Стихотворение «Гренландия»
    • Сообщение «Озоновые дыры»
  3. Подготовить две команды для участия (по 4 человека из 6-9 классов)
  4. Выбрать жюри
  5. Оформить объявление о географическом вечере
  6. Подготовить оформление зала
    • Плакат с названием игры
    • Высказывания о географии
    • Музыкальное оформление

Оборудование:

  1. Грамоты командам- 2шт.
  2. Жетоны для зрителей
  3. игровые столы - 2шт.
  4. Стол для жюри
  5. магнитная доска, мел -2шт.
  6. Карточки для жеребьёвки(2шт.-цунами; 2шт.-вулкан)
  7. Контуры Ю.Америки – 2шт.
  8. Карточки с логическим рядом – 8 шт.(«Геогр. ассоциации»)
  9. Призы для зрителей
  10. Призы командам
  11. Песочные часы
  12. Таблички с названием команд
  13. Для жюри: листочки, ручки, ответы.
  14. Для команд: листочки, ручки, простой карандаш, цветные карандаши.
  15. глобус
  16. Шарфы для игры со зрителями
  17. Кубик
  18. Карточки – задания (для конкурса «география и поэзия»)
  19. Табличка «АНТАРКТИДА»
  20. Контуры России – 2 шт.

Правила игры:

  1. Команда выбирает капитана
  2. Капитан отвечает за порядок в команде, за дачу ответов: или отвечает сам, или даёт эту возможность другому.
  3. Команды должны быть вежливы по отношению к членам своей команды и по отношению к другой команде.
  4. Команде запрещается спорить и перечить жюри и ведущему.
  5. Право первого хода разыгрывается, последующее право хода получает команда, выигравшая предыдущий конкурс.
  6. Ответы оценивает жюри.
  7. Команды бросают магический кубик и к баллам, полученным за конкурс, прибавляются баллы, выпавшие на кубике.
  8. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  9. Во время игры будут два типа заданий: на время и на скорость. Время – 4 минуты. Если задание на скорость, то выигрывает команда, ответившая быстрее и правильно. Если ответ неверный, право ответа получает другая команда, если же и они ответили неверно, то вопрос передаётся зрителям. Два раза на один и тот же вопрос отвечать нельзя.
  10. Жюри, за плохое поведение команды, может снять у неё от 1 до 3 баллов.

Ход игры:

Вступительная часть.

1. Жеребьёвка команд.

2. Выбор капитанов.

3. Представление команд.

4. Представление жюри.

5. Клятва жюри:

- Мы, члены жюри, именем великих географов, положив руку на символ географии – модель Земли, торжественно клянёмся:

*Быть честными и справедливыми

*Быть объективными

*Судить знатоков, невзирая на лица, но взирая на знания.

- Клянёмся, клянёмся, клянёмся!!!

6. Ведущий:

- Пусть кипит борьба,

Сильнейший пусть победит в нашем соревновании.

Судьбу решит пусть и судьба,

А также ваши знания!

7. Разыгрываем право первого хода:

- В каком районе Земли дуют лишь южные ветры? (на Северном полюсе)

Игровой блок.

1 конкурс «Аукцион имён знаменитых географов»

В течение 4 минут команды должны написать как можно больше фамилий людей, внёсших вклад в развитие географической науки.

*Сколько имён – столько и баллов

  • Игра со зрителями: географические вопросы – шутки
  • Название какой реки можно найти во рту (Десна)
  • Какую реку срезают перочинным ножом (Прут)
  • Если в названии этой птицы убрать одну букву, она превратится в самую большую в Европе реку (Иволга – Волга)
  • Название этого города состоит из птицы и животного (Воронеж)
  • К какой постройке нужно прибавить букву «а», чтобы получилось название большой и быстрой реки (Ангар – а)
  • Этот город можно найти в компоте (Изюм)
  • Этот город парит в воздухе (Орёл)
  • Назовите самый сердитый город (Грозный)
  • Какой европейский город стоит на очень мягком месте (Париж на Сене)
  • Назовите остров, который признаёт себя принадлежностью белья (Я-майка)
  • Этот полуостров сам говорит о своей величине (Я-мал)
  • Если между двумя одинаковыми буквами поставить одну маленькую лошадку, то получится название государства (Я-пони-я)
  • Если прочесть название этой рыбы наоборот, то получится город в Италии (Налим-Милан)
  • Какими нотами на реке моряки мерят свой путь (Ми-ля-ми)
  • Название этого декоративного цветка необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу реки Волга (Астра-хан-ь)

2 конкурс «Экскурсовод»

Команда получает фрагмент карты с контурами материка «Южная Америка». Вам нужно за 4 минуты подписать как можно больше географических объектов на данном материке.

*Сколько правильных объектов – столько баллов

  • Для зрителей: Стихотворение «Гренландия»

На севере, на севере, как впрочем и на юге,

Так много интересного, почти нам неизвестного

И сказочного чуда.

К загадочной Гренландии, стране снегов и льда,

С урока географии по атласам и картам

Несётся наш фрегат.

Здесь круглый год не тает лёд, лежат кругом снега,

А эскимос не прячет нос, когда на улице мороз

И сильная пурга.

Здесь всё нам необычно, живут они в иглу

И ходят в доме этом совсем не по паркету –

По голубому льду.

Ведёт наш храбрый эскимос отважно свой каяк,

А все мы знаем, эскимос не только опытный матрос,

Но и ещё рыбак.

Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг…

И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,

Наш новый милый друг.

Мы оглядели всё вокруг, и вот уже пора

Нам возвращаться на урок, заждавшись нас,

Совсем продрог наш парусный фрегат.

Вопросы:

  1. Что такое Гренландия (остров)
  2. Как называется живущий там народ (Эскимосы)
  3. Как называется их жилище (Иглу)
  4. Как называется лодка эскимосов (каяк)

3 конкурс «Этот удивительный мир географии»

Команды выбирают себе по два раздела географии, ведущий задаёт им вопросы.

* За каждый правильный ответ по три балла.

а) «Ориентирование»

На этом небольшом, необитаемом островке, затерявшемся среди Тихого океана, в результате кораблекрушения оказались представители разных народов. Они соорудили плот, на котором рассчитывали доплыть до ближайшей, населённой людьми суши. Но в какую сторону плыть на нём? У товарищей по несчастью по этому вопросу завязался спор. Ночью мы можем ориентироваться по созвездию, которое называется Арктос, - предложил грек. Мои предки – римляне, - возразил итальянец, выбирали для этого только созвездие Урса. А мои – созвездие под названием Утыган, - молвил монгол. Я знаю точно, что ни одному из перечисленных созвездий не уступит в правильности определения направления на север созвездие «Бээр», - сказал англосакс. Наши моряки повели бы нас, ориентируясь исключительно на колесницу, - вздохнув, промолвил араб. Да, так мы скоро не договоримся, - прервал друзей русский. Затем он предложил каждому нарисовать то, что они предложили. После чего не песке каждый изобразил предложенные ими созвездия. При этом все они оказались точной копией одного и того же созвездия из 7 звёзд. Какое это созвездие?

Ответ: Это созвездие Большая Медведица. Оно было известно как важный небесный ориентир с древних веков. Среди находок археологов, среди рисунков, на каменных плитах и металлических пластинах можно встретить изображения 7 звёзд созвездия Большая Медведица. Уже в глубокой древности оно служило людям, и они полагали нужным хранить его изображение. Жители Древней Индии так же ещё 6 или 7 тысяч лет тому назад знали о полярных странах, в которых зимой долгие чёрные ночи, знали о белом «застывшем» море и о белых медведях, которые водятся в тех краях. Они также знали, что дорогу в эту холодную страну указывают 7 ярких северных звёзд. Во многих произведениях древних авторов эти северные страны называли «страной медведей». Наверное, именно по этой причине созвездие, показывающее путь на север, и назвали Большой Медведицей.

б) «Гидросфера»

Что именно описал географ М.Ф.Мори в своей книге: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат холодные воды, между которыми быстро струятся её тёплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объёма воды, который несёт он»?

Ответ: Это тёплое океанское течение Гольфстрим.

в) «Атмосфера»

Все мы помним чеховского учителя греческого языка Беликова, «человека в футляре», который постоянно, даже в сухую и ясную погоду, выходил на улицу в калошах и с зонтиком в руках. Интересно, что так же поступают и жители Гонолулу. Хотя ничего общего у них со знаменитым «человеком в футляре» вовсе нет. Даже когда на небе нет ни облачка, очень тепло, дует бриз с океана, гаваец отправляется на улицу с зонтиком, правда без калош. Дело в том, что он идёт в гости к знакомым, которые живут в этом городе в соседнем квартале, расположенном выше по склону горы. Почему житель Гонолулу берёт с собой зонтик?

Ответ: Как сказано в задаче, город Гонолулу располагается по склону горы. Поток воздуха, двигаясь, наталкивается на неё, воздух поднимается вверх. Этот процесс вызывает его охлаждение, происходит конденсация паров. Поэтому в разных кварталах Гонолулу выпадает разное количество осадков: чем выше по склону, тем их больше. В самых верхних кварталах города осадков выпадает в 6 раз больше, чем в нижних. Не удивительно, что все благоразумные жители города, когда идут «наверх», не без основания ждут дождя и берут с собой зонтик.

г) «Рельеф»

Экспедиция, которую возглавлял великий русский путешественник, долго разыскивала это озеро в глуши центральной Азии. В том месте, где оно было показано на старо, китайской карте, озеро найти участникам экспедиции не удалось. Оно находилось значительно южнее. Удивительно, но через несколько десятилетий, озеро вернулось на старое место. В 1923 году другая экспедиция нашла его там, где указывали старые китайские карты. Что это за странное блуждающее озеро? В чём причина этого? Назовите имя путешественника, посетившего его берега?

Ответ: Это озеро Лобнор. Его посетил Н.М.Пржевальский. Местопребывание озера связано с многоводностью и направлением течения очень капризной реки Тарим.

  • Игра со зрителями: «Географические шарады»
  • Личное местоимение – начало, 4. К победному крику

Второе – предлог, Прибавьте согласный звук,

Целое найдёшь в Сибири, И протянутся горы

Среди камней рекой течёт. С севера на юг.

(Я-на) (Урал)

  1. Ты меня, наверно, знаешь, 5. Первый слог – животное морское,

Я – сказки Пушкина герой, Охотятся за ним порой,

Но если «я» на «н» ты поменяешь, И междометие – второй,

То сразу стану я рекой. Всё ж – государство,

(Елисей – Енисей) Отгадай – какое.

(Китай)

  1. Я – сибирская река,

Глубока и широка,

Вместо «е» ты «у» возьми,

Стану спутником Земли.

(Лена – Луна)

4 конкурс «География и поэзия»

Вам нужно определить, какие географические названия пропущены.

* за каждый правильный ответ – 3 балла

№1.Дальше, вечно чуждый тени,

Моет жёлтый ….

Раскалённые ступени

Царственных могил.

/М.Ю.Лермонтов/

№2. Чтоб лежать мне на кургане,

Над рекой могучей,

Чтобы слышать, как бушует

Старый …. под кручей.

/Т.Шевченко/

№4. Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить,

Там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я ….

/М.Ю.Лермонтов/

№3. …., …..,

Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля.

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

/Н.А.Некрасов/

№5. Тешу сердце игрою

Слов, что сам отыскал.

Это кто за горою?

За горою ….

/А.Прокофьев/

№6. Что Ока полноводная вскоре

Станет Волгой, великой рекой,

И увидит …. Море,

Волго-Дон, а за ним Гидрострой.

/А.Николаев/


  • Игра со зрителями «Художник»

Играют парами. Ведущий завязывает игрокам глаза, они с закрытыми глазами рисуют глобус с тремя параллелями и тремя меридианами.

5 конкурс «Обгонялки»

* по 1 баллу за каждый правильный ответ

  1. Самое мелкое море России (Азовское)
  2. Самое глубокое озеро России и мира (Байкал)
  3. Самое большое по площади озеро России и мира (Каспийское)
  4. Самый большой полуостров России (Таймыр)
  5. Самый большой остров России (Сахалин)
  6. Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
  7. Самая Высокая гора России (Эльбрус)
  8. Самая многоводная река России (Енисей)
  9. Самый большой по площади речной бассейн в России (Обь с Иртышом)
  10. Город России с самыми северными в мире плантациями чая (Сочи)
  11. Город России с самыми высокими зимними температурами (Сочи)
  12. Город России с самыми низкими зимними температурами (Оймякон)

6 конкурс «Конкурс капитанов»

Кто больше составит слов из слова АНТАРКТИДА и кто самое большое.

*по одному баллу за каждое слово + 3 балла за самое большое слово

Игра со зрителями «Найди пару»

Географические объекты разрезаны на части, кто быстрее соединит, тот и победил.

7 конкурс «Географические ассоциации»

По предложенному логическому ряду надо угадать географический термин

*по два балла за правильно угаданный термин

№1:

Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия (цунами)

№2:

Река, море, испарение, облако, осадки (круговорот воды)

№3:

Ветер, океан, бутылка, письмо, Куросио (течение)

№4:

Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (водопад)

№5:

океан, лёд, гора, опасность, Титаник (айсберг)

№6:

Землетрясение, предупреждение, баллы, Рихтер, пишет (сейсмограф)

№7:

Рай, ад, 5000 видов, колибри, жук-геркулес (Сельва, Амазонский лес)

№8:

Жара, сухо, амплитуда, мираж, дюна (пустыня)

  • Игра со зрителями «Ребусы»

8 конкурс «Кто больше»

Нужно написать как можно больше рекордов Африки.

* сколько рекордов – Столько и баллов

Для зрителей: Доклад «Озоновые дыры»

9 конкурс «Пять подсказок»

№1

1.Здесь собирается вода примерно с половины континента

2. Его площадь равна 7 млн.км.2

3. Он расположен в Южной Америке

4. на нём находится река Амазонка и её притоки

5. Это территория, с которой в р.Амазонка собирается вода

(Бассейн реки Амазонка)

№2

1.Он собирает воду из 4 озёр

2. Он находится в Северной Америке

3. Он находится на границе США и Канады

4. Он останавливался на 30 часов

5. Он самый бурный в мире.

(Ниагарский водопад)

№3

  1. Температура выше, чем вокруг.
  2. Не замерзает вода.
  3. На скалах гнездятся птицы
  4. Он находится в Антарктиде
  5. Такой есть в пустыне

(Оазис в Антарктиде)

№4

  1. Он находится на Восточно-Европейской равнине
  2. Он находится в стране «Озёр и гранита»
  3. Он расположен на реке Сунна
  4. Там сейчас заповедник с одноимённым названием
  5. Его высота 11 метров.

(водопад Кивач в Карелии)

Игра со зрителями «Географические анаграммы»

В каждом из приведённых слов нужно переставить буквы так, чтобы получились названия городов или рек.

  1. Дно – Дон
  2. Рука – Кура
  3. Игра – Рига
  4. Муар – Амур
  5. Веки – Киев

А теперь в каждом из перечисленных географических названий нужно переставить буквы так, чтобы получились другие географические названия

  1. Нева – Вена
  2. Ирак – Каир
  3. Токио – Киото
  4. Куба – Баку

10 конкурс «Восстанови карту» - конкурс художников

Команды получают контуры России, какая команда точнее раскрасит .

*Максимум – 5 баллов.

Игра со зрителями «Найди ошибку в рассказе»

… Судя по всему нас выбросило на африканский берег… Наши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичия, были разбиты. Мы решили отправиться вглубь материка в поисках пищи и воды… Местность представляла собой саванну, которая кишела животными. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькала длинные шеи жирафов и их родственников окапи. Однажды путь нам преградило несколько карликовых бегемотов, а вдали послышался львиный рёв.

Из растительности изредка встречались баобабы, удивлявшие своими размерами. Мы достигли притока Замбези, местные жители арабы помогли нам переправиться на каяках. Примерно на 450 ю.ш. саванна превратилась в редколесье. Когда третья неделя была на исходе, мы подошли к реке Замбези. Мы искупались в местечке Сонгве, как называли его местные жители нилоты. Вода была тихая и прозрачная, течение почти не ощущалось…

Игра со зрителями «Географическая цепочка»

Ребята по очереди называют города и государства на букву «Г», кто не называет, выходит.

Заключительный блок

  1. Слово жюри
  2. Награждение
  • Грамоты
  • Призы игрокам
  • Призы зрителям
  • Победившей команде – по «5»
  • Заключительное слово учителя.

Ответы для жюри

Конкурс №4:

№1 – Нил; №2 – Днепр; №3 – Волга;

№4 – Кавказ; №5 – Байкал; №6 – Каспийское.

Конкурс №5:

Азовское, Каспийское, Байкал, Таймыр, Сахалин, Ключевская Сопка, Эльбрус, Енисей, Обь, Сочи, Сочи, Оймякон.

Конкурс №7:

№1- цунами №5 - айсберг

№2 – круговорот воды №6 - сейсмограф

№3 – течение №6 – сельва (Амазонский лес)

№4 – водопад №7 - пустыня

Конкурс №8:

  1. Находится на четырёх полушариях
  2. Эфиопия – родина самых ценных (твёрдых) сортов пшеницы
  3. самые длинные на суши разломы земной коры – Восточно-Африканские
  4. Добывается самое большое количество алмазов
  5. Добываются самые твёрдые алмазы
  6. Найден самый большой алмаз «Куллинан»
  7. Самый Жаркий материк
  8. г.Триполи – зарегистрирована самая высокая температура (+580)
  9. Самая большая пустыня Сахара
  10. Самая Жаркая пустыня Сахара
  11. Самая длинная река в мире Нил
  12. Самый широкий водопад Виктория
  13. Самое длинное пресноводное озеро Танганьика
  14. Самые крупные человекообразные обезьяны – Гориллы
  15. Самое большое скопление крупных животных
  16. Самая маленькая птица на земле – Нектарница-Колибри
  17. Самая крупная птица на земле – Африканский страус Эму
  18. Растение Вельвичия – только в Африке
  19. Птица марабу – только в Африке
  20. Кения – самая высокая рождаемость в мире
  21. Пустыня Калахари – под землю уходит река
  22. р.Конго – самая полноводная река восточного полушария

Конкурс №9:

  1. Бассейн реки Амазонка
  2. Ниагарский водопад
  3. Оазис в Антарктиде
  4. Водопад Кивач