Примерная структура проекта урока по музыке

Учитель — Амирян Л.Л.
Класс — 2 класс
Тема: «Великий колокольный звон»

Цель:

Раскрытие значимости колокольных звонов в истории и культуре русского народа.

Задачи:

— Духовно- нравственное воспитание детей;

— Приобщение к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства- музыки, литературы, живописи.

Планируемый результат УУД:

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге: уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов «Светлый праздник» из 4 части сюиты- фантазии

С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»

М. Мусоргский "Великий колокольный звон «из оперы «Борис Годунов»

Праздничный трезвон

Ростовские звоны

Основные понятия темы:

Духовная музыка, колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонница, ритм, колокольня, традиции, обычаи,

Оборудование:

Музыкальный центр, фонограммы, наглядный материал-портрет М. П. Мусоргского,

С. Рахманинова, С. Прокофьева, презентация к уроку.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Организа-
ционный момент
Вход в класс.
Музыкальное приветствие.
Вход в класс.
Исполнение музыкального приветствия.
Личностные УУД:
развитие доброжелатель-
ности и эмоциональной отзывчивости.
Мотивация (самоопределение) к учебной цели. Урок начинаем с прослушивания произведения С.Рахманинова «Светлый праздник»
Какие изобразительные краски использует С. Рахманинов в этом произведении?
Помогите мне сформулировать тему нашего урока.
Молодцы. Вы справились. Мне осталось лишь добавить одно слово. «Великий колокольный звон».
Колокольный звон.
Звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону. Мы сегодня будем говорить о колокольных звонах.
Тему записывают в тетрадь.
Регулятивные УУД:
учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Актуализация полученных
знаний
Физминутка
Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по -разному.
По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.
Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ?
И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.
У колокольных звонов несколько названий: Ребята как вы думаете почему праздничный звон называли благовестом? Каково значение слова «благовест»?
Благовест — благая весть, это значит.
Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Как звучит колокол?
Слушаем благовест
Трезвон — звон в несколько колоколов, в три приема; бывает после благовеста.
Перезвон, перебор — колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола. Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста.
Слушают- Праздничный трезвон
Трезвон — это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов. Как вы можете охарактеризовать трезвон?
Если случалась вдруг беда, то били в набат.
Представьте, как может звучать набат?
Музыка будет звучать в высоком или низком регистре?
Какие чувства передаст нам музыка?
Набат — тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара или срочной помощи.
Прослушайте как С.Прокофьев использует этот звон в своем произведении «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский!
Какие чувства переданы в этой музыке?
Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице.
Как называли человека, который звонил в колокола?
Как вы думаете, это легкое или трудное дело?
Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру. (проводится игра, дети исполняют хлопками ритмический рисунок изображенный на слайде)
Слушают рассказ учителя.
Колокольчик.
мир, покой, добро, радость, счастье, праздник
Слушают колокол благовест.
Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного.
Он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение.
Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника.
Низком регистре
Слушают набат.
Тревожно, грозно, страшно, взволнованно
Призыв, тревога, решительность, уверенность.
Звонарь
Трудное
Исполняют хлопками ритмический рисунок.
Регулятивные УУД:
развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
Личностные УУД:
уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Коммуникатив-
ные УУД:
уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Коммуникатив-
ные УУД:
уметь в совместной деятельности слушать и исполнять музыку.
Этап вокально-хоровой работы. Исполняют песню Ю.Чичкова
«Родная песенка»
Исполняют песню Коммуникативные УУД:
участие в коллективном исполнении произведения. Личностные УУД: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
Итоговый этап рефлексии учебной деятельности «Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить...»
Д.Белухин
«Колокола»
Можно ли назвать колокольные звоны музыкой?
Обладают ли они средствами выразительности?
Слушают учителя
Да
Да, передают радость, тревогу.
Раскрашивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют их настроению.
Регулятивные УУД:
развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
Личностные УУД:
интерес к различным видам творческой деятельности.