Рекомендует учитель-логопед высшей категории дошкольного отделения 28А Жирнова А.Ю.

Что нужно знать родителям о развитии фонетической стороны речи ребенка

Рекомендует учитель-логопед высшей категории ГБОУ Школа № 121

дошкольного отделения 28А Жирнова А.Ю.

Что нужно знать родителям о развитии

фонетической стороны речи ребенка

В период формирования речь каждого ребенка в фонетическом отношении в большей или меньшей степени имеет недостатки. Обычно дети смягчают согласные звуки, произносят их неточно или заменяют труднопроизносимые звуки более легкими. Это относится главным образом к произношению шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуков Р и Л. Шипящие звуки маленькие дети чаще всего заменяют свистящими, например: машина – масина, шапка – сяпка, ножик – нозик, ящик – яссик.

Звуки Р и Л дети в возрасте до 3 лет обычно или вовсе не выговаривают, или заменяют звуками более легкими по произношению, например: рука – лука/юка, корова – калова/каёва, лампа – лямпа/ямпа, лопата – ляпата/япата.

Кроме того, дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки губно-зубными (собака – фабака, зонтик – вонтик, шар – фар, жук – вук и т.п.) или язычно-зубными (суп – туп, козлик – кодлик, шапка – тапка, ножик – нодик, часы – титы, ящик – ятик); йотированные звуки дети иногда заменяют смягченным Л (яблоко – ляблика, я – ля, трамвай – тамваль и т.п.).

Однако в процессе нормального формирования речи такое произношение не носит постоянного характера, оно преимущественно появляется в словах с более сложными сочетаниями, когда ребенок, не уловив точного фонематического характера того или иного звука, произносит вместо него звук, который для него более прост по произношению.

Подобное неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно, так как артикуляционный аппарат ребенка еще неустойчив и требуется некоторый период времени для основательной и упорной тренировки, при помощи которой вырабатывается навык правильного произношения и точного восприятия всех звуков.

Период так называемого возрастного (физиологического) нарушения звукопроизношения при наличии нормального психического и физического развития и полноценного слуха ребенка обычно длится до 3-5 лет. К этому времени произношение ребенка должно стать правильным.

Необходимо, чтобы родители и лица, окружающие ребенка, внимательно следили за развитием речи детей, за формированием ее фонематической стороны. Недопустимо, чтобы взрослые в разговоре с ребенком подражали его неправильному произношению, не учитывая того, что они тем самым лишают ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного, а это ведет к тому, что у ребенка не воспитывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение. Помните, с детьми всегда необходимо говорить правильно и, таким образом, служить им хорошим примером для подражания.