Статья-Развитие творческого восприятия и мышления на уроках музыки. Учитель музыки Л.Л.Амирян

Развитие творческого восприятия и мышления на уроках музыки как способ формирования личности учащихся.

Амирян Лана Львовна.

Учитель музыки.

«Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным»

З.Кодай.

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть вклю­чена в число предметов воспитания молодежи».

Аристотель.

Введение
В настоящее время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве.

Призвание школы - формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению.

Каждый учитель должен понимать, что научить школьников творчески мыслить - это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания - всестороннего и гармонического развития личности.

Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Именно искусство способно вызвать в человеке творческую активность и безусловно, оно занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

В соответствие с требованиями времени и задачами развития страны введен государственный стандарт общего образования, в котором изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- развитие музыкальности каждого ребенка, а именно: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, вокальном исполнении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Взаимодействие и интеграция искусств в развитии творческих способностей учащихся на уроках музыки.

Музыка, литература, изобразительное искусство – эти виды искусства на уроке музыки целостны и неразрывны.

«В школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной (при всей его разноликости) сфере художественного освоения человеком мира» (М. Коган).

Считаю, что комплексный урок искусства – урок будущего.

Комплексный подход к современному учебному процессу означает, что эстетическое воспитание, воспитание искусством должен осуществляться путём поиска взаимосвязей, взаимодействия трёх основных видов искусства.

В сближении музыки, литературы и живописи я вижу дополнительные возможности эстетического воспитания, формирования художественного вкуса школьника. Обнаружение связи между искусствами, на первых порах пусть самой элементарной, привлекает внимание учащихся и побуждает к сравнению, пусть даже неосознанному.

Школьники сравнивают прочитанную литературу с фильмами, телепередачами, они могут заметить общность тем, сюжетов, средств выразительности при посещении картинной галереи, выставок, при слушании музыки. Задача школы – сделать сравнительный анализ различных искусств системой. Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных учащихся предполагает развитие у них чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания. На уроках, где используется интеграция и синтез искусств, органично сочетаются знания по литературе, истории, театру, изобразительному искусству, но зерном таких уроков является музыка, а взаимодействие искусств необходимо для более полного раскрытия образа и для установления на уроках обратной связи, т.е. учащиеся слушают музыку и передают возникшие чувства посредством слова (рассказ, стихотворение, сочинение), красок (создают картины), сочиняют музыку на свои стихи или на стихи известных поэтов, на музыку пишут стихи.

Для активизации творческого потенциала учащихся и более глубокого усвоения необходимых знаний о взаимосвязи музыки, литературы и живописи на уроках музыки необходимо использовать творческие задания.

Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.

Вот типы заданий, обусловленные определенными творческими установками:

- объединение различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофьева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского»;

- сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и

тот же текст, в один период времени;

- сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту;

- составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность;

- подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например: А. Айвазовского, И. Левитана и др.;

- сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А. Пушкина и М. Глинки»,

а также его исполнительских интерпретаций;

- сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.

Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

Вторая установка ориентирована на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения:

- изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа (например: «какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»);

- найти цветовое выражение эмоциональной программы данного музыкального произведения, создать пластический образ человека;

- подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц, злого дракона, гудка паровоза и придумать соответствующую мелодию;

Варианты цветового моделирования музыки:

- составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;

- стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;

- создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;

Варианты графического моделирования музыки:

- преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;

- словесное рисование (например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?»). Поэтическое моделирование пейзажей, портретов героев, интерьеров места действия. Сочинение литературных портретов к изучаемым музыкальным произведениям. Описание природы и внешнего облика персонажей в программных музыкальных произведениях;

- изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные и др.), топот, полет птиц, жужжание пчелы, чириканье воробья, падающие капли дождя;

- мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;

- придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфом к литературному произведению;

- импровизация на музыкальное домысливание увиденного (например, музыкальная интонация к произведениям изобразительного искусства).

Эти задания развивают воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение художественного образа. Словесное и музыкальное рисование должно опираться на воображение. Для развития воображения полезно также сравнивать иллюстрации одного и того же эпизода и портрета какого-либо литературного героя, выполненного школьниками и известными художниками. Выявленные сходства позволяют более отчетливо увидеть и уточнить свои зрительские представления о том или ином эпизоде, персонаже, его характер.

Естественно, что выбор того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития их эмоциональной культуры, воображения, от художественных умений и навыков.

Уроки музыки, построенные на активизации и развитии музыкально-образных представлений, вызывают у детей не только большой интерес, но способствуют накоплению музыкально-слухового опыта, что в свою очередь стимулирует творческие способности, обогащает мировосприятие школьника, воспитывает осмысленное отношение к искусству

При использовании различных видов искусства на уроках музыки, уровень развития творческого потенциала и направленности на творчество у детей повышается.

Также на своих уроках я использую следующие методы и приемы активизации творческих проявлений, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

- написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе;

- описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения;

- написание тестов, кроссвордов по творчеству композиторов;

- «Рисуем музыку» - изображение музыкального образа, наглядности к песням.

- составление ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты.

- проведение музыкальной викторины по пройденным произведениям.

- инсценирование песен, театрализация. Театральная деятельность в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.

Формирование умения слушать и понимать музыкальные произведения, представление об истории музыки, ее видах и жанрах дает общее музыкальное образование, а развитие творческих способностей позволяет сформировать индивидуально-творческий, нестандартный метод мышления (музыкального в частности). Синтез эмоциональной отзывчивости, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения активно проявляются в музыкальном творчестве.

Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу-музыканту необходимо следующее:

- быть духовно богатой личностью;
- быть творческой индивидуальностью;
- обладать профессиональной компетентностью, личным авторитетом

- быть открытым к новому, инициативным и проницательным;
- соблюдать этические нормы взаимоотношений при реализации конфиденциального принципа, создавая атмосферу доверия;

- отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

- использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;

Творчество на уроках музыки тесно связано со всеми видами музыкальной деятельности, в частности с импровизацией.

Импровизация - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения.

Важно отметить, что включение метода импровизации возможно во всех видах деятельности на уроке музыки.

В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.

Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:

- внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: клуб бардовской песни, эстрадный вокал, театральная студия, коллектив народного творчества, хореографическая студия);

- внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;

- коллективное посещение концертов детской филармонии, театров, музеев,

- вокальные конкурсы,

Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока. Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант.

Творчество это деятельность человека, это результат труда и усилий самого человека. Творчество всегда исследование, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследования имеют высокую ценность для современного образования. Современный учащийся должен быть компетентен при управлении знаниями, совершенствоваться, уметь меняться, расти, не стоять на месте.

Музыка тесно связана почти со всеми предметами, которые дети изучают в школе. Если это песни военных лет, неплохо бы знать историю Великой Отечественной войны, знать кем, когда были написаны эти песни. Если мы говорим о литературном жанре в музыке, нужно хорошо знать произведения, которые пройдены по литературе. Конкретные творческие задания совершенствуют умения и навыки учащихся, которые способствуют распознанию музыки разных эпох и композиторов. И главное для учащихся научиться слышать музыкальный язык, который понятен каждому образованному человеку без перевода.

Главная задача, открыть музыкальные способности каждого ребенка, и одаренного и ребенка, у которого они глубоко скрыты, при использовании этой системы полностью решаема.

Список литературы

1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся, Москва 2008

2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. Москва 2000.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. Москва 1987.

4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Москва.1991

5.Завгородняя Е.О. О мотивах художественного творчества. Искусство в школе.1992. № 3.4.

6.Зотова Е. Б. Искусство, творчество, воспитание. Искусство в школе. 1998. №4

7. Куценко Т.А. Учителю необходимо творчество. Искусство в школе. 1998 №3

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение, 1983.

9. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб пособие для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

10. Коршунов Л.С. Воображение и его роль в познании. М – 1979. С. 144

11.Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999

12.«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

13. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., Академия, 2001г.

14.Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

15. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г

16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение,

18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

20. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

21.«Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 –2009 г.

22. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

23. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.

24. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.