Статья - Творческое саморазвитие педагог. Учитель музыки Л.Л.Амирян

Творческое саморазвитие педагога

Амирян Лана Львовна.

Учитель музыки.

«Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее ».

Сократ

«Творчество - способ существования личности; только в творчестве осуществляется личность, и отсутствие творчества означает отсутствие личности».

А.А. Никифоров.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, тактичности, любви и уважения к детям, справедливого и равного отношения к учащимся, толерантности и свободы от предубеждений. Компетентность и образованность педагога сегодня - это не только владение основами профессиональных знаний, но и умение ориентироваться в потоке научной информации, анализировать новые педагогические формы обучения, альтернативные программы. Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут.

Одной из важнейших задач педагогической деятельности является развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей. Но полноценно развивать учащегося может педагог, который сам находится в процессе саморазвития, ориентированный на самообразование, стремящийся к творческой самореализации.

Следовательно, современную школу создает учитель творческого типа.

Необходимым условием для саморазвития является участие учителя в проектно-исследовательской работе, использование опыта инновационной деятельности коллег, престиж учителя в глазах учащихся, сотрудничество с учащимися и коллегами, уважение учителей и администрации, применение эффективных технологий обучения, творческая атмосфера в коллективе. Также это организация методических дней, во время которых проводятся открытые уроки, курсы повышения квалификации, конкурсы, конференции и семинары.

Система творческого взаимодействия на уроках требует и от меня высокого педагогического мастерства. Я нахожусь в постоянном поиске новых идей. Работаю над собой, стараюсь быть открытой, справедливой, придерживаться демократического стиля общения с детьми.

Поддерживаю эмоциональную окраску на протяжении учебного процесса, в зависимости от темы урока.

Считаю, что одним из механизмов, побуждающих педагога к профессионально-творческому саморазвитию, является инновационная деятельность.

Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащимися.

На своих уроках я использую следующие формы и методы инновационных технологий:

1.Интегрированные уроки

2.Интерактивное обучение

3.Информационные технологии

Интегрированный урок объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одной темы. Развивает познавательные и творческие способности детей при взаимодействии разных видов искусств.

Например, изучая тему «Музыкальная форма» мы наблюдаем взаимосвязь музыки, литературы, живописи, окружающего мира (А. П. Бородин «Спящая княжна», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Людвиг ван Бетховен «Веселая, грустная»).

Целью таких занятий является стимулирование активности учащихся и развитие личностных качеств (любознательность, общительность, креативность). На уроках дети начинают анализировать, сравнивать, искать связь между событиями и явлениями.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и

развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач.

Основные формы и методы интерактивных занятий:

1. Урок-игра – «Угадай мелодию»;

2. Уроки с групповыми формами работы: работа в парах, работа в малых группах, «ученик – аудитория» или «группа учащихся — аудитория»;

3. Уроки- обобщения

4. Урок – концерт;

5. Уроки – экскурсии;

Прежде всего, интерактивные методы пробуждают интерес у учащихся, поощряют активное участие каждого в учебном процессе. Ученики приучаются работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. Работа в группах способствует воспитанию у учащихся коллективизма, взаимопомощи.

Информационные технологии обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

Интернет открывает доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства, развивает умение ориентироваться, анализировать, выделять существенное и важное.

Одним из способов внедрения информационных технологий на уроках музыки является использование компьютера и мультимедийного проектора.

Программа Power Point и киностудия Windows Live дают возможность учителю и ученику проявить креативность и индивидуальность. Выполняются презентации и видеоролики к урокам.

У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие, музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, так как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.

Преимущества использования ИКТ на уроках очевидны. Информационные технологии значительно расширяют возможности предоставления учебной информации. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности. Позволяют наглядно представить результат своих действий.

Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития. Учитель в современном мире должен быть готов мыслить и действовать творчески, а это и есть залог его успешности, соответственно и востребованности на профессиональном рынке, определенного утверждения себя в профессии.

« Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием».

А. Дистервег

Литература:

1. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004.

2. Воробьева С.В. основы управления образовательными системами. - М.: ACADEMIA, 08г.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 91г.

4. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. – Ростов н/Д, 99г.

5. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. - М.: ACADEMIA, 08г.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 96г.

7. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград «Учитель», 06г.

8. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: 89г.