Урок-викторина по русскому языку

Автор: Акопджанова Т.И., учитель русского языка и литературы, Председатель МО русского языка и литературы.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Семен Данило

1. Задание: ответьте на вопросы

1. Что случилось 31 февраля? (такого дня нет).
2. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком).
3. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»)..
4. Назовите автора басни: «Вороне где-то бог послал кусочек сыра»? (И.А.Крылов).).

5.При Иване Грозном в 16веке на монетах стали изображать всадника с копьем в руке. Как прозвали эту монету в народе? (копейка или «копейная деньга»).

6.А кто был этот изображенный всадник на монете ? (Георгий Победоносец).

2.Всякое имя имеет свое значение. Имя Георгий ,пришедшее к нам из Греции, в переводе означает:

А.Любитель георгин Б. Грузин В.Земледелец Г.Тот, кто живет в Греции.

3.Представляя героиню романа «Евгений Онегин»,А.С.Пушкин писал:

Ее сестра звалась Татьяна…

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? Оно приятно, звучно,

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей! Мы все должны

Признаться: вкусу очень мало

У нас и в наших именах

(не говорим уж о стихах)…

Ниже перечислены произведения русской литературы 18- 19 в.в.Героини каких из них носили исконно русские имена?

А.«Горе от ума» А.С.Грибоедова, Б.Евгений Онегин» А.С.Пушкин В. «Анна Каренина» Л.Н.Толстого

Г. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина Д.»Светлана» В.А.Жуковского Е. «Ася» И.С.Тургенева Ж. «Ревизор» Н.В.Гоголя. (только Светлана)

4. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России? (Василий или Васька). 5.Укажите имя и фамилию зарубежного писателя.

По его историческим (не всегда достоверным) авантюрным и приключенческим романам снято множество фильмов, создано множество спектаклей. Ему и его героям поставлены памятники. В названиях его романов часто встречаются числительные. Сын его также был писателем и носил то же имя. (Дюма).

6. А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас мы проверим. Мои друзья будут пантомимой показывать фразеологизмы, а вы должны отгадать их и объяснить их значение.

1. Как кошка с собакой.

2.Съесть вместе пуд соли.

3. Держать камень за пазухой.

4. Дело в шляпе.

5.Набрать в рот воды.

6. Водить за нос

7. Кому А.С.Пушкин посвятил стихотворение «Мадонна»? (Н.Н.Гончаровой)

8. В каких словах приставка может оказаться в середине слова ? ( в сложных словах, например, радиоприемник или лесозаготовки.)

9.В скольких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое?

1.Федор отправился купаться.

2.Аню попросили закрыть окно.

3.Ветер начал крепчать.

4.Мы будем отдыхать после обеда.

5.Работа никак не шла ему на ум.

10. Орфографическая диктовка. Вы пишете под диктовку и каждая команда сдает листок жюри.


Делиться по – братски, привязать крепко – накрепко, двигаться навстречу колонне, опоздать на встречу, сделать точь - в - точь, работать вручную, разбиться вдребезги.

11. Объясните значение каждого из имен, по два имени каждой команде:,

(На доске) Володислав, Всеволод, Всеслав, Святополк, Ярополк, Ярослав.

(Володислав- славный владыка, допустимо владеющий славой, Всеволод- Владеющий всем, владыка всего, Всеслав- славный во всем, Святополк- святое войско, Ярополк- войско блестящее, сверкающее, Ярослав- слава блестящая)

12.Этой букве в Ульяновске- на родине ее автора, Н.М.Карамзина, - даже поставили памятник. А ее отсутствие в классической кириллице связано с тем, что после мягких согласных под ударением издревле произносили только (э). Но со временем произношение менялось, и потребовалась специальная буква, которую в 18 веке и ввел в употребление Карамзин. (е)

13.Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях:

1.Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.

2.В июне месяце мы всем классом ездили в Санкт- Петербург.

3. Мы пропустили без очереди старого ветерана.

4. Первая премьера оперы состоится в День учителя.

5.У обоих учениц замечательные сочинения.

6.Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

14. Участников олимпиады по русскому языку спросили, с какого года они начали готовиться к олимпиаде. Все ребята дали разные ответы.. Кто же ответил верно?

Коля: С двух тысяч пятого года. Боря: С две тысячи пятого года.

Надя: С двух тысячи пятого года. Ксюша: С двух тысяче пятого года.

15.Теперь видео вопросы.