Уроки географии

План-конспект урока географии по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
"Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

ФИО

Поспелова Надежда Викторовна

Место работы

ГБОУ СОШ № 121 ЮЗАО г Москва

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Базовый учебник

География 5 класс Авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина и др.

Цель урока:

а) сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору;

б) познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойствами, начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;

в) сформировать понятие «полезные ископаемые», а также использованием их в хозяйственной деятельности;

6. Задачи:
Обучающие:
1) дать определения основных понятий данной темы.
2). познакомить с основными видами горных пород

3). применить на практике полученные знания.
Развивающие:
развитие внимательности и логических связей
Воспитательные:
воспитание самостоятельности, умения работы в группе.

Воспитывать чувство гордости за страну богатую полезными ископаемыми и талантливыми людьми. Расширять кругозор учащихся

7. Тип урока: комбинированный.

8.Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

9.Необходимое оборудование: образцы горных пород, физическая карта.

проектор, интерактивная доска.

10. Планируемые результаты:

Личностные : расширение знаний о разных типах горных пород, осознание целостности мира.

Метапредметные : умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести поиск, анализ, отбор информации, работать в коллективе.

Предметные: называть и показывать горные породы, понять отличие горных пород от минералов, классифицировать виды горных пород, описывать горные породы по внешним признакам, сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

  1. Структура и ход урока


Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время
(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент.

Приветствие, подготовка готовности к уроку

Настраиваются на работу,

2

2.

Вступительная часть:

2.1.Проверка домашнего задания с использованием интерактивной доски

2.2.Определение темы урока, цели, задач урока, мотивация учеников на изучение нового материала

№1 строение земной коры, коллекция природных материалов

Демонстрация ресурса.

Формулирует тему урока, цели и задачи, мотивация учеников на изучение нового материала.

Работа с ЭОР

Записывают число и тему урока в тетрадь.

6

3

3.

Основная часть:

3.1. Подготовка к изучению нового материала через анализ иллюстративного материала

№2

Минералы

№3

Виды горных пород

№ 4

Строение горных пород

Формулирует задания для учащихся:
определить строение минералов и горных пород, в чем различия?

Выполняют задание учителя визуально определяют различия между минералом и горной породой (состав гранита, )

4

3.2. Проверка задания

Проверяет качество выполненной работы учащимися, наталкивает учеников на проблему урока

формулируют определения минерала и горной породы, обсуждают проблему урока

3

3.3. Ознакомление с новым материалом, формулировка основных определений.

№5

Объясняет новый материал с использованием ЭОР

Составляют схему «Типы горных пород» .

12

4.

Первичное закрепление

Тренажёр.№6

Определитель горных пород.

Дает инструкцию к выполнению

Работают на ПК с тренажёрами

8

5.

Домашнее задание.

№7 Полезные ископаемые

Записывает домашнее задание на доске, объясняет его ученикам используя информацию гипертекста с иллюстрациями заполнить таблицу учебнике

Записывают домашнее задание

3

6.

Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Проводит групповой опрос по теме урока, задавая учащимся вопросы:
Приложение1

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение об уроке

4

Приложение к плану-конспекту урока

" Горные породы и минералы"

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Практикум: Строение Земли и земной коры (горные породы и минералы)

ЭУМ

К-типа.

Практическая работа

http://www.fcior.edu.ru/card/8988/praktikum-stroenie-zemli-i-zemnoy-kory-uglublennoe-izuchenie.html#

2

минералы

ЭУМ И-типа.

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f0f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

3

Определитель горных пород.

(N 148401)

ЭУМ И-типа.

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f0d-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

4

Строение горных пород

ЭУМ И-типа.

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3f0e-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/

5

Образование горных пород и минералов (N 191137)

ЭУМ П-типа.

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009e5-1000-4ddd-e324-320047fe09ad/view/

6

Определитель горных пород. (N 148401)

ЭУМ П-типа

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/93064/

7

Полезные ископаемые

(N 158587)

ЭУМ

И-типа

Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/?interface=catalog&class=48&subject=28


Использованные источники и литература:
1. Учебник География 5 класс начальный курс - А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.
2. Цифровые образовательные ресурсы http://fcior.edu.ru, http://school-collection.edu.ru

3.Видео География: Познавательное о камнях

– http://video.mail.ru/mail/3832634/17810/18029.html

Приложение 1

Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт речь”?

1.Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей. (графит)

2. Белая, её добавляют в пищу и для консервации овощей.(соль)

3 Болотное богатство. Его используют как горючий материал и для удобрения почвы.(торф)

4.Им учитель математики пишет на доске сложные примеры. (мел)

5 Люблю тебя, Петра творение,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой её ……………….(гранит).

6.Из неё египетская царица Клеопатра делала косметические маски для лица.(глина)

7. Из неё изготавливают рубли. (медь)

8. Незаменимая “рубашка” для консервов.(олово)

9. Из него делают колечки для Тани, серёжки для Сары. (золото)

10. Она делает наши пяточки гладкими. (пемза)